Русская деревенская баня по-черному

Русская баня «ПО-ЧЕРНОМУ»
Среди множества банных комплексов редко встретишь русскую баню, баню на дровах, а настоящая русская баня - "по черному", по истине редкость. Когда появилась баня у славян? Да кто это помнит, упоминания о первых русских банях не сохранилось. Одни сейчас говорят, что бани пришли к славянам от древних греков, византийцев или других исчезнувших народов. В воспоминаниях о посещении древних славян все путешественники, торговые люди различных государств, лазутчики, посылавшиеся к нашим предкам, все писали об особых рубленых домах, в которых славяне чуть ли не ежедневно подвергали себя страшным истязаниям, но делали это с огромным удовольствием и радостью невзирая на разницу полов и возрастов. Ритуалы омовения, мытья и парения, отголоски древних языческих обрядов отражаются в сохранившихся приемах народной медицины и в житейской практике.
К древнейшим обрядово-культовым сооружениям древних славян — ариев, русичей, древлян и других славянских племен относится и парная баня, которую топили «по-черному». Обычные бани «по-черному» с VIII по XIX век — это небольшой сруб на мху, низкая избушка с небольшим крохотным оконцем, низкой дверью и очень высоким порогом. Поэтому в такой бане жар и держится у пола. Внутри, у входа, чаще с правой стороны, была сложена печь-каменка. Ее складывали из крупных валунов различных размеров или «дикого камня», сверху насыпали груду мелкого булыжника, а впоследствии его перемешивали с чугунными чушками. Гранитные и известняковые валуны не использовали, потому что когда такой валун нагреется и на него плеснуть водой, то его разорвет, как бомбу, или он сильно раскрошится, приходя в негодность.
Топят печь до «красных камней», расходуя большое количество дров. Затем кузнечными щипцами несколько камней кидают в бадью с водой — «садят» воду. Так делали горячую воду. Рядом стояла бадья с холодной водой. Вдоль стены за каменкой — полок. По другую стену — лавки для мытья. Полок — широкая лавка под потолком в рост человека с изголовьем, на нее ложатся ногами к каменке и парятся. Реже полок делали со ступеньками, подступью или приступами для мытья.
Чтобы вода не застаивалась, не задерживалась, пол мостили тесаными бревнышками, или делали дощатый пол со щелями, или настилали его с уклоном к двери. Для банного духу пол застилали еловыми или сосновыми ветками, а где и просто соломой. В царских или богатых банях пол застилали душистым сеном.
Париться в бане можно, как только ее протопили. Во время топки дым из каменки идет через дверь, поэтому баня и называется «по-черному», черной, трубы в ней не было. Все в такой бане — потолок, стены, полок, жерди, вставленные в стены для развешивания одежды для прокаливания, лавки для мытья становятся черными. Подготавливая баню к парению, обмахивали старым веником стены, потолок, полок и лавки от сажи и копоти. Полок и пол скоблили, терли голышом, чтобы не было задира дерева, не занозить ноги. Топили такую баню часов от четырех и более. Дров съедала такая каменка — прорву.
Каменку-очаг ставили прямо на земле, а пол был несколько выше, и чтобы не было возгорания пола, у жерла каменки пол также не набирали. Земляной пол шел практически до двери. Когда дрова в каменке прогорали, зев топки ядрено светился алым маревом, обдавая жаром. Чтобы не загорелись стены и дверь, устье каменки прикрывали, сдвинув большущий голяк, дикий камень. Впоследствии жерло заслоняли заслонкой. У пола было жарко, только поверху стоял сизый дымок — угар.
Как только протопили и «посадили» воду, прошуровали раскаленные угли кочергой, чтобы убедиться, не осталось ли несгоревших головней, нет ли синих сполохов огня, поддают ковш воды для пара, плескают на раскаленные камни, но дверь оставляют открытой для вытеснения угарного газа. Постояла открытой баня, угар вышел, дверь закрывают. Поддают на жар с мятой, или с настойкой хрена, или с хвойным настоем. Подождут, давая бане нагреться, и, раздевшись снаружи, залезают вовнутрь. Дверь бани открывалась вовнутрь помещения так, что, входя в баню, дверь необходимо сначала закрыть за собой и пройти мимо жаром пышущей каменки. Делалось так специально, чтобы пар не вытягивался в дверные щели, да и во время поддачи дверь не распахивало.
В народе с древности с банями были связаны различные обряды: рождение ребенка, венчальные, свадебные, гостевые. В бане прощались с покойником, шли в нее в поминальные дни, родительскую субботу (конец октября). В основном топили для себя 2—3 раза в неделю, а когда кто-то заболевал, то и каждый день. Обязательным было обливание или окунание в холодную воду, а зимой добавлялось катание в снегу и растирание снегом.
Проходит некоторое время, и черные бани усовершенствуются. Сначала изменилась каменка. Вместо очага стали класть полупечь. Очаг заменили плитой с горловиной, закрывающейся вначале заслонкой, а потом — дверцей. Тело плиты клали из дикого камня, ставя на глину. Бока закладывали камнем, а сверху в плиту встраивали прохудившийся котел или полубочку. Эту емкость заполняли диким камнем для поддачи, и пока топили, они были открытыми.
В принципе, баня оставалась такой же и топилась «по-черному». Воду так же «сажали», как и встарь, горячими камнями. Но время шло, стали ставить настоящую печь. Появилась труба, помимо встроенной каменки, стали устанавливать нагревательные железные полосы для нагрева воды. Один конец полосы закрепляли в теле печи, а другой опускали в кадку с водой. Затем кованую полосу в печи заменили на трубу, ее вмазали в печь, а концы клепали или приваривали к железной бочке. Каменка переместилась в заключительную часть печи, над ней уже располагалась труба, перекрываемая заслонкой.
Одно из новшеств нового типа бань — появление предбанника(«предбанник», «прибайник», «предбанье», «припередник», «припередок», «сенцы»). Простейший вид — загородка под углом с двух сторон без крыши и двери или навес на столбах над входом в баню, без стен. На Севере для предбанника приспосабливали нависший выступ на выпусках верхних бревен боковых стен, как у амбаров. Раньше раздевались снаружи и одежду оставляли там же. Правда, в некоторых банях внутри в стены вставляли «грядки» — жерди, на которых сушили и прожаривали от паразитов одежду.
Дальнейшее усовершенствование предбанника — его закрыли со всех сторон стенами с крышей, врезали окно, входную дверь и обязательно стали делать пол. В предбаннике устанавливались лавки для раздевания и здесь вешалась одежда, сюда же стали выводить дверцы топок. А самое главное новшество — установили калильную печь на собственном фундаменте, с трубой. Топилась печь из предбанника, в нее вмазывался чугунный котел с крышкой. За ним была емкость, куда и засыпались камни. Емкость касалась задней стенки печи, обращенной в парилку. Здесь печь разворачивалась и шла вверх, переходя в трубу. Каменку от тока труб разделяла заслонка.
Полок ставился выше, так как высота бани значительно поднялась. К полку пристраивали 2—3 приступки, так что парящийся мог по желанию взбираться выше или ниже. На приступках также парились в зависимости от увлечения и силы жара. Стала называться такая баня — белая, топилась «по-белому» чисто.
С Севера и из лесных районов Сибири к концу XIX века появилось усовершенствование совершенно другого порядка — баня-пятистенок, состоящая из трех отделений: сеней, теплого предбанника и самой бани. В этих банях прорубают одно окно в четыре стекла, баня отапливается печью «по-белому» из предбанника, котел помещается в части печи, обращенной в моечное отделение, а в парилке выход дверцы — для каменки.